Тестирование как форма контроля знаний учащихся

Важным звеном процесса обучения является контроль знаний и умений обучающихся. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.

Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс.

Функции тестирования 

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

·         Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

·         Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования , такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

·         Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

 

Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:

- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

- осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

- обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку;

- правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

- позволяет индивидуализировать работу с учениками;

- экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности; 

- применение тестов позволяет решать проблему саморазвития.

Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов:

- тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;

- выбор ответа может происходить наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

 

 Основные формы тестовых заданий

  

1. Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.                           

 Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

 

1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.

  Например:                                                                                                                                    При недостатке какого витамина происходит нарушение роста и развития костей:

 А) витамина А

 Б) витамина В

 В) витамина С

 Г) витамина D 

 

1.2. Выбор нескольких правильных ответов.

 

1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

Например:

К органическим веществам относятся:

А) белки

Б) белки и углеводы

В) белки, углеводы и жиры

Г) белки, углеводы, жиры и минеральные соли

Каждый из ответов в целом правдоподобен, однако 1-й и 2-й ответ является не полными. Не верен и 4-й ответ, поскольку минеральные соли не относятся к органическим веществам.

 

2. Задания открытой формы.

Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

 

 

3. Задания на установление соответствия, где элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества.  

Например:    

Установите соответствие:

                          Среда обитания                                          Организмы

                        

                          1) Организменная                                        а) карась

                          2) Водная                                                      б) медуза

                          3) Почвенная                                                в) крот

                          4) Наземно-воздушная                                 г) дождевой червь

                          5) Наземно-водная                                       д) воробей

                                                                                                 е) тигр

                                                                                                 ж) аскарида

                                                                                                 з) лягушка

                                                                                                 и) дизентерийная амеба

 

4. Задания на установление правильной последовательности (вычислений, действий, шагов, операций, терминов в определениях).

 

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства, например, личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.д.

Выбор формы зависит от:

·        цели тестирования,

·        содержания теста,

·        технических возможностей,

·        уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.  

Разработчики тестов должны придерживаться следующих принципов:

• Тест должен соответствовать целям тестирования;

• Нужно определить значимость проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний;

• Должна быть обеспечена взаимосвязь содержания и формы теста;

• Тестовые задания должны быть правильными с точки зрения содержания (корректными);

• Тест должен соответствовать уровню современного состояния науки;

• Содержание теста должно быть комплексным и сбалансированным;

• Содержание теста должно быть системным, но, вместе с тем, вариативным.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания, например: "Выберите правильный ответ…", "Выберите наиболее правильный ответ…", "Впечатайте в свободном поле ответ…" и т.п. Если задания представлены в одной форме, инструкция пишется один раз для всего теста. Если же тест включает различные задания, то перед каждым новым заданием пишется новая инструкция. Текст задания, как правило, пишется прописными буквами или жирным шрифтом для того, чтобы зрительно сразу же отделить само задание от вариантов ответа.

 

Главные требования к  системе компьютерного контроля заключаются в том, что:

тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключаться повторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестные учащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.

* компьютерный тест должен быть простым в использовании;

На экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его.

* в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

Наличие заранее разработанных правил выставления баллов –это одно из важных требований при тестировании . В общем случае применения тестов за правильный ответ в каждом задании дается один балл, за неправильный - ноль. Сумм всех баллов, полученных учеником, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется с уровнем его знаний и с понятием "тестовый балл испытуемого".

* тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

* вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

* вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;

* варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

* необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.  

 

                               Технология   составления теста

Тест представляет собой сформированный в определенной последовательности перечень  заданий, количество и состав, которых зависит от целей тестирования. Дидактическое содержание теста определяется целью тестирования и предметной областью.

Технология создания теста по предмету предполагает несколько последовательных этапов:

1.     Постановка целей и задач  контроля. 

2.     Определение целей тестирования:

-       обучение (самостоятельный тренинг учащихся);

-       текущий контроль знаний  (диагностика усвоения, отдельных тем и разделов);

-       рубежный контроль знаний;

-       итоговый контроль знаний  (по всей программе).

 

Четко формулируется для чего разработан тест, какие функции выполняет.  

Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого  по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения  курса. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

3.     Анализ и систематизация материала.

4.     Разработка таблицы уровня сложности тестовых заданий,  таблицы проверяемых в тесте понятий в соответствии с  заданием.

5.     Разработка тестовых заданий.

6.     Экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование) и корректировка.

7.     Определение объема  (количества тестовых заданий) в тесте и времени  его выполнения.

8.     Разработка методики тестирования, определение и расчет показателей оценки. Составляется элементарная шкала: количество тестовых заданий предъявленных к выполнению соотнесено с количеством правильных ответов. Определяется диапазон положительной оценки. Количество правильных ответов для получения зачета, оценки хорошо, отлично и т.д.

9.     Апробация теста.

10.      Корректировка и добавление новых заданий для улучшения системообразующих параметров теста на основании результатов апробации.

11.    Формирование окончательного варианта теста.

12.     Разработка инструкций для учащихся.

 

                                                      

                                 Тест для самоконтроля

 

Источники:

 1. http://testbuilder.narod.ru/theory.html   

 2. http://shcola6amursk.ucoz.ru/TEST.doc  

 3. http://phustest.narod.ru/index.html

 4. http://www.vlivkor.com/category/prepodavanie/ 

 

Программа дистанционных курсов
Зачетный журнал
Копилка тестов

                              

    

 

Сайт управляется системой uCoz